Для того чтобы выделить главное за прошедшие пять лет, мы обратились к экспертам рынка дата-центров, которые поделились своим видением относительно прошлого, настоящего и будущего данного сегмента.
1. Как изменились технологии в сфере инженерной инфраструктуры? Становятся ли российские дата-центры более инновационными?
Павел Савранский: Разумеется, технологии стремительно развиваются, в том числе в сфере инженерной инфраструктуры как части общего механизма систем в сфере ИТ. Все взаимосвязано: с каждым днем растет потребность в обработке и хранении все большего количества данных — соответственно, требуется больше ресурсов, что, в свою очередь, стимулирует развитие технологий инженерной инфраструктуры.За последние пять лет российский рынок дата-центров, как и любая сфера услуг, модернизируется в соответствии с потребностями конечного покупателя, чьи запросы растут, задачи усложняются, а бюджет ограничен. В зависимости от нужд клиента сейчас можно арендовать не только сервер, шкаф или место в стойке, но также использовать облако в целях хранения и обработки данных. В 2016 году впервые в России был представлен вариант компактного микро-ЦОДа с фреоновым или водяным охлаждением. А в 2017-м модульный микро-ЦОД на базе отечественной разработки, спроектированный специально под нужды заказчика, был запущен в Красноярском филиале Сбербанка.
Применяя инновационные решения, российские коммерческие дата-центры не могут не учитывать экономическую ситуацию, сложившуюся в стране на сегодняшний день. В условиях ограничения финансирования больших проектов в последнее время появляется все больше экономически выгодных решений. Можно сказать, что рынок инженерной инфраструктуры способен эффективно адаптироваться в сложных условиях современной экономики.
Сергей Лебедев: Технологии изменились. В первую очередь это касается применения динамических ИБП. То, что пять лет назад казалось новым и загадочным, сейчас стало привычным. Фактически ДИБП вытеснили большие статические ИБП из дата-центров и контейнерных ДГУ высокой мощности. Таким образом, в области энергообеспечения ЦОДов произошла смена парадигмы.
Тем не менее на рынке остались компании, которые по-прежнему строят новые ЦОДы с применением классической связки «ИБП-ДГУ». Более того, по надежности они не уступают ДИБП, а по вопросам удобства эксплуатации еще и превосходят, но по факту мы видим, что рынок цодостроения проголосовал рублем именно за ДИБП.В системе холодоснабжения изменения менее заметны, но стоит отметить рост популярности чиллеров, работающих на воде с относительно высокой температурой, и решений с применением систем адиабатического охлаждения, а также прямого фрикулинга.
Игорь Дорофеев: Пять лет — с одной стороны, цифра весьма небольшая. С другой — тема ЦОДов развивается динамично, и к тому же не так-то просто вспомнить то, что было здесь в 2012 году. Впрочем, сказать хочется не о минувшем, а о времени нынешнем и ближайших перспективах. Про ЦОДы сейчас не говорит только ленивый. Тема стала популярной и даже на фоне пустоватой шумихи вредит рынку ЦОДов. Небезызвестные законы и инициативы, которые на словах должны были поддержать рынок дата-центров, по факту оказываются малоинтересными для бизнеса пустышками, не говоря уже о том, что данные должны работать, а ЦОДы — это вовсе не хранилища информационного мусора. Особенно в разрезе глобальной конкуренции, которая, впрочем, для российских дата-центров пока под вопросом. Коммерческий рынок ЦОДов пережил этап «инфраструктурных проектов», когда объект сначала создавался, а потом решалось, что с ним делать. Но эту эстафету активно подхватили ЦОДы, и даже «мега-ЦОДы», создаваемые в рамках государственных программ. С какими целями они будут использоваться, каковы показатели возврата потраченных средств? Кто может дать верный ответ на эти вопросы?
2. Изменился ли подход к проектированию и планированию затрат при построении и эксплуатации ЦОДов?
П.С.: До сих пор строительство и эксплуатация ЦОДов в нашей стране — это непростая задача. Создание дата-центра — серьезный и очень дорогой проект. Два-три года назад многие компании заявили о намерении строить собственные ЦОДы, но сейчас проекты заморожены. В последнее время начали проектировать и строить объекты, уделяя более пристальное внимание окупаемости. Коммерческие ЦОДы по-прежнему проектируются и создаются как универсальные площадки, предоставляющие широкий спектр услуг. Сейчас набирает популярность поэтапный подход — когда ввод мощностей дата-центра происходит по мере появления заказчиков. Это позволяет сократить расходы уже на начальной стадии и инвестировать средства, например, в инженерные системы.
С.Л.: Однозначного ответа нет, да и быть не может: в разных компаниях по-разному. Можно отметить, что получил развитие тренд на сертификацию всего и вся в соответствии с требованиями Uptime Institute (пресловутый TIER III). Но в целом в вопросе подхода к проектированию и планированию затрат изменений немного. Только команда Яндекса белой вороной выделяется на фоне остальных участников рынка. Здесь, например, отказались от принципа резервирования отдельных инженерных систем в одном ЦОДе, заменив его подходом, когда оно обеспечивается путем использования нескольких дата-центров. Были также пересмотрены требования к климатическим параметрам машинных залов, сокращен список обязательных инженерных подсистем, и все это — не на словах, а в реализованных проектах.
3. Как изменились предпочтения заказчиков и предложения дата-центров?
П.С.: Спрос на услуги ЦОДов непрерывно растет. Современный заказчик имеет сейчас все возможности быть более осведомленным и требовательным как в части разнообразия, так и в вопросах эффективности услуг дата-центров. Предпочтения и требования к современным ЦОДам со стороны заказчика меняются вместе с общими тенденциями в сфере ИТ и постоянно растущим объемом цифровых данных. Но в главном они остались прежними. Поэтому современные дата-центры стремятся соответствовать тенденциям и постоянно растущему спросу на рынке, но какие бы инновации ни применялись, главным критерием оценки остается отказоустойчивость.Также ЦОДы должны обеспечить бoльшую производительность, более высокую энергоэффективность и активно применять технологии, снижающие текущие расходы. Не только с целью обогнать конкурентов, но и для того, чтобы избежать отказов оборудования и серьезных проблем уже в ближайшем будущем. Все необходимые ресурсы и инновации для этого есть, а самым требовательным заказчикам доступны индивидуальные решения.
С.Л.: На мой взгляд, предпочтения заказчиков не изменились: дешево (а желательно — вообще даром), обязателен TIER III и 22 °C в холодном коридоре.
4. Как бы вы охарактеризовали текущее состояние отрасли дата-центров в России?
П.С.: На сегодняшний день рынок дата-центров в стране находится в состоянии замедленного роста. Осознание необходимости создания отечественных ЦОДов и период их активного строительства — это уже пройденные этапы. У заказчика появляются новые потребности. Объем данных постоянно растет, как и требования к их хранению и обработке. Вектор развития очевиден: скоро потребуются новые вычислительные мощности и дата-центры для их размещения. При этом на рынок вышли или выходят операторы дата-центров, которые начали строительство своих площадок в период подъема на рынке. Но сегодня экономическая ситуация в стране не позволяет расти информационным системам такими темпами, как это было в последние пять лет. Тем не менее современные технологии развиваются и успешно применяются в российских ЦОДах. Количество коммерческих дата-центров и стоек в них растет. Очевидно, что в течение ближайших 3–5 лет рынок коммерческих дата-центров будет расти, но очень медленно — сейчас на передний план выходят маленькие инфраструктурные ЦОДы.
С.Л.: Я бы сказал, что в целом сегмент сейчас откатывается назад. Причем снижаются как уровень развития инженерной мысли, так и само качество и количество реализованных в России проектов. Хорошие специалисты, конечно же, есть, но их мало и больше не становится.
И.Д.: Отечественный рынок коммерческих ЦОДов однозначно сформировался и превратился в достаточно зрелый сегмент. Фактически вопросы инженерной инфраструктуры в последнее время играют все менее значимую роль — работа идет по вопросам операционной и бизнес-деятельности, предоставления широкого спектра услуг. Многие задачи, которые решались на физическом уровне, сегодня выполняются на логическом, и эта тенденция будет усиливаться. В связи с таким положением дел инженерные решения становятся все более свободными от стереотипов, и в скором времени следует ожидать проектов с весьма революционными подходами, которые опираются на перспективные бизнес-модели. Это в первую очередь связано с повышением рентабельности ЦОДов при снижении удельных показателей доходности. Впрочем, такие проекты осуществляются уже сегодня.
5. И несколько слов о будущем: какими вы видите перспективы российского рынка дата-центров на ближайшие пять лет?
И.Д.: Сейчас наступило время, когда эмпирический срок жизненного цикла первых коммерческих ЦОДов подошел или подходит к концу. Таким образом, знание из теоретического багажа становится практическим, бесценным опытом. При этом интересно, что модернизация идет выборочно и начинается через 7–8 лет после запуска дата-центра. Это накладывает определенный отпечаток на экономические расчеты и тарифы в разрезе совокупной стоимости владения. В ближайшие годы интересно было бы посмотреть на развитие ЦОДов в разрезе географии страны, оценить топологические конфигурации объектов при безусловном сегментировании решений по масштабу. И самое главное — искать те самые драйверы роста, которые позволят эффективно заполнять стойки оборудованием заказчиков.
П.С.: Осознав экономическую эффективность и помножив ее на ежедневно растущий объем цифровых данных (показатели которых в перспективе ближайших пяти лет будут только расти), можно смело заявить, что у современного российского рынка дата-центров есть все предпосылки для того, чтобы прогрессировать и развиваться так быстро, насколько позволяет экономическая ситуация в стране и мире. Для создания более благоприятной среды развития дата-центров в России не хватает только отечественных стандартов проектирования, строительства и эксплуатации таких объектов.
С.Л.: Дата-центры — это зависимая отрасль. Будет развиваться экономика — рынок коммерческих дата-центров тоже покажет рост. Я бы сказал, что больше перспектив у корпоративных ЦОДов — коммерческим будет сложнее. Но тем не менее все будет хорошо. Надо в это верить!
6. Представим фантастическую ситуацию, при которой в 2012 году вы бы имели точные данные о состоянии российской отрасли ЦОДов в 2017-м. Вы бы все равно остались в ней работать или же сменили бы сферу деятельности?
П.С.: В то время — 4–5 лет назад — я прекрасно отдавал себе отчет в том, что происходит на рынке, понимал, куда он движется и какая ситуация сложится. Как показало время, мои прогнозы сбылись с высокой точностью. И тем не менее я остался в сфере ЦОДов. Область деятельности менять не стал и не планирую.
С.Л.: Я бы все равно ничего не менял. Просто бережнее относился бы к предоставленным возможностям. Да, сейчас на рынке есть определенный застой, но ведь это не навсегда.